Меню Закрыть

Конкурсное задание — «Педагогическая находка»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 22 города Кирово-Чепецка Кировской области

 

 

 

 

Конкурс «Учитель года Кировской области» в 2019 году

Номинация «Воспитатель года»

 

 

 

Кязымова Оксана Анатольевна,

воспитатель

 

 

 

 

 

 

г. Кирово-Чепецк

2019 год

 

Сценарий непосредственно-образовательной деятельности в старшей группе

Тема: Итоговое занятие по теме «Воздух, ветер» в рамках реализации проекта «Природные стихии».

Цель: Создание социальной ситуации развития детей в процессе ознакомления со свойствами воздуха.

Задачи:

  • Создать условия для закрепления знаний о свойствах воздуха (познавательное развитие);
  • Обеспечить условия развития поисковой активности детей (познавательное развитие);
  • Обеспечить условия для выражения детьми своего мнения (социально-коммуникативное развитие);
  • Обеспечить условия для самостоятельного выбора партнера, материалов (социально-коммуникативное развитие);
  • Создавать условия для побуждения детей к речевой активности (речевое развитие);
  • Способствовать развитию навыков взаимодействия (социально-коммуникативное развитие);
  • Способствовать развитию творческого воображения.

Предварительная работа: наблюдение за ветром на прогулке, беседы, рассматривание репродукций по теме, ТСО – просмотр слайдов, видеороликов по теме, отгадывание загадок о явлениях в природе, работа с интеллект-картой по теме «Воздух. Ветер».

Материалы и оборудование: шарики, мыльные пузыри, пустые полиэтиленовые пакеты, тазики с водой, музыкальные инструменты, «Доска вопросов», заготовки для интеллект-карты: картинки, схемы, карандаши.

Виды деятельности: познавательно-исследовательская, общение ребенка со сверстником, общение ребенка с взрослым, игровая.

Используемые технологии: исследовательская практика, социо-игровая, ТРИЗ.

Ход образовательной деятельности:

1. Вводная часть (действие перед началом занятия, интригующий момент).

В группе предварительно создан сквозняк. В результате стало прохладно, легкие предметы (рисунки детей, выложенные сушится после рисования) слетели, образуя беспорядок, шторы сдвинуты. Во время проветривания дети находились в приемной и слышали звук захлопнувшейся форточки.

Воспитатель:

— Ребята, что такое? Что случилось? Кто перевернул все вверх дном? (ветер, сквозняк)

— Как он мог к нам попасть? (через окно)

— Где он сейчас? Вы его видите? Может быть, чувствуете? Значит, он ушел?

Или остался? (ответы детей)

— Отгадайте загадку:

Через нос проходит в грудь,

И обратный держит путь.

Он невидимый, и все же

Без него мы жить не можем…

— Как вы думаете, что это такое? (воздух)

— Воздух вы видите? (нет) Почему? (он прозрачный, бесцветный). Может быть, чувствуете? (нет) Слышите его? (нет)

Значит, вокруг нас нет воздуха? (ответы детей)

Сейчас мы будем искать ответы на все эти вопросы.

2. Основной этап.

Актуализация знаний:

— Давайте вспомним, что за невидимая сила существует  под названием «воздух»? (невидимка, газ).

— Откуда берется воздух в природе? (с неба, растения выделяют)

— Хорошо, тогда что такое ветер?  (поток воздуха, движение воздуха)

Проблемные вопросы, выдвижение гипотез:

— Ребята, как вы думаете, внутри человека есть воздух? (предположения детей). Кто считает, что есть, отметьте на нашей «Доске вопросов» своё мнение. Кто считает, что внутри человека нет воздуха, отметьте тоже.

(Дети ставят фишку со своей фотографией напротив соответствующей схемы)

— Как вы считаете, воздух можно поймать? (предположения детей) (Аналогичная работа с «Доской вопросов»)

— Ваше мнение: воздух можно услышать? (предположения детей) (Аналогичная работа с «Доской вопросов»)

Проверка предположений (опытно-экспериментальная деятельность).

Воспитатель: Давайте проверять ваши предположения.

(Для проведения всех экспериментов дети объединяются в команды по принципу «согласные с предположением» — «несогласные с предположением», ориентируясь на «Доску вопросов»).

1. Есть ли внутри человека воздух:

(Детям предлагаются воздушные шарики и мыльные пузыри).

Воспитатель:

— Ребята, сейчас внутри шарика есть воздух? (нет). Как вы это определили? (ответы детей). А внутри капли мыльного раствора?

Команды по очереди надувают шарики, выдувают мыльные пузыри)

— Благодаря чему у вас получились такие удивительные пузыри, такие праздничные шарики? (благодаря воздуху, в шарик попал воздух, в каплю мыльного раствора попал воздух)

Вывод: В пустом шарике, капле воды воздуха нет. Надувая шарик, выдувая пузырь, мы наполняем их воздухом. Воздух есть внутри человека

(После проведения эксперимента, дети переставляют свои фишки на «Доске вопросов» в соответствии со сделанными ими выводами).

2. Можно ли поймать воздух:

(Командам предлагаются пустые полиэтиленовые пакеты).

Воспитатель:

— Есть ли воздух сейчас внутри пакета? (нет). Как с помощью такого пакета можно поймать воздух? Давайте поиграем в ловцов воздуха.

(Дети наполняют пакеты воздухом, закручивая их. Это можно сделать, быстро передвигаясь или раскручивая пакет)

— Ребята, воздух можно поймать даже просто надувая щеки. Вот так! Поймали?

Вывод: Воздух можно поймать.

(После проведения эксперимента, дети переставляют свои фишки на «Доске вопросов» в соответствии со сделанными ими выводами).

3. Можно ли услышать воздух.

Воспитатель:

— Музыканты, которые играют на музыкальных инструментах, слышат воздух! Определите, какие инструменты  помогают услышать его.

(На столе с «подсказками» разложены детские музыкальные инструменты: духовые (дудочки) и ударные (бубны)

Команды определяются с выбором и пробуют играть на них)

— Какие из этих инструментов дают возможность услышать воздух? (дудочки). Как это происходит? (ответы детей)

Воспитатель: Интересные ответы! Музыкант дует в отверстие инструмента, воздух дрожит и извлекается звук. Такой  инструмент называется духовым.

Вывод: Воздух можно услышать.

(После проведения эксперимента, дети переставляют свои фишки на «Доске вопросов» в соответствии со сделанными ими выводами).

3 этап: Игровая деятельность, развитие творческого воображения.

Воспитатель:

— Ребята, давайте превратимся в воздух. Покажите, каким может быть воздух. А может, вы станете ветром. Подумайте, на что он похож.

(дети перевоплощаются)

Игра «Кто дольше продержится, закрыв рот и нос».

Воспитатель:

— Почему вы не можете долго стоять с закрытым носом и ртом? (человек не может жить без воздуха). Что было бы, если бы на Земле пропал воздух?

Игра «Добрый — злой»

Воспитатель:

— Ребята, как вы считаете: ветер добрый или злой? (рассуждения детей)

Воспитатель демонстрирует картинки с изображением смерча, шторма, мельницы, ветряной электростанции.

Вывод: Ветер может быть разрушительным, а может стать помощником человеку.

4. Рефлексия.

Воспитатель:

— Что нового, интересного вы узнали?

— Как мы это узнали?

— Важно ли то, что мы узнали?

— С каким настроением вы сегодня работали?

— А сейчас нам надо заполнить нашу умную карту, чтобы ничего не забыть. Отметить результаты экспериментов и все то новое, что вы узнали на нашем с вами занятии.

Дети выбирают картинки, схемы, изобразительные материалы и фиксируют результаты экспериментов в интеллект-карте, заполняя сектор «Воздух». По ходу работы над интеллект-картой, воспитатель сообщает «избыточную информацию» (удивительные факты) способствующую развитию интереса детей и продолжению работы над темой (в космосе нет воздуха, разные болезни могут передаваться через воздух).

 

Приложение